Интервью для 1+1 руководителя ANTI-ANA-MIA Татьяны Забзалюк

Все свои

Наше участие в ток-шоу "Все свои с Оксаной Байрак"

Наше участие в российском теле-шоу "Прямой эфир с Михаилом Зеленским"

К сожалению данный телеканал вырезал из нашего выступления всю информацию о данном благотворительном проекте, в рамках которого люди могут получить качественную бесплатную помощь. НО зато была вставлена реклама клиники, в которой делают липосакцию. Вот такие приоритеты у телеканалов.

Телепередача "Нащадки", 15.09.10 (моё участие со второй половины передачи).

Телепередача "Нащадки", 15.09.10


Мое участие в ток шоу "Разбор полетов"

Участие в ток шоу "Разбор полетов"".


добавленные материалы

ДОБАВЛЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ссылки):

- Страх полноты - причины и последствия.
- Всё о полноценном питании
- Борьбе с анорексией посвящается... Фотосессия.
- Депрессия. Стресс. Тревога. Неврозы. Панические атаки. Как помочь близкому человеку? Дыхательное упражнение при стрессе и тревоге.
- Как полюбить своё тело? Нездоровое увлечение фитнессом - а может в группе риска и вы?? Проверьте!
- Нервная анорексия. Причины, симптомы, лечение.
- Всё о лечении животными разных видов.
- Булимия - образ жизни.
- Терапия негативных чувств Как преодолеть свои негативные чувства, как стать свободным от своих страхов и предрассудков?
- Страх – самоконтроль – слабость…. Что их связывает? Как разорвать эту цепь?
- Чем полезны «вредные» продукты?
- Что делать, если возникли боли в животе и желудок не может сам справиться с перевариванием пищи? Какие травки стоит попить при колите, дисбактериозе и других проблемах ЖКТ?
- Комплекс упражнений фитнес-йоги для начинающих. Укрепляет мышечный корсет, способствует растяжке и гибкости, улучшает работу всего организма и мозга.
- Психологические подходы повышения адаптации личности к жизненным ситуациям и профилактика стресса/дистресса.
- Почему мы поправляемся с возрастом?
- Вся правда о хлебе. Так ли вреден хлеб на самом деле?
- 10 мифов о диетах. Как же худеть правильно и с пользой?
- Главное – быть уверенной в себе! (История девушки, переболевшей анорексией)
- Выздоровление и новую жизнь начнём с этого…. Я искренне верю, что …
- Общая информация о витаминах ∙ К чему ведет передозировка витаминов ∙ Суточная потребность в витаминах ∙ Общая таблица содержания витаминов в пищевых продуктах Таблицы содержания отдельных витаминов а продуктах. ∙ Синтетические витамины вредны для здоровья
- Почему от голода пухнут?
- Пирамида полноценного питания.
- Анорексия: что это такое?
- Мозг воспринимает человеческое тело искажённо.
- Невкусная еда вызывает нервное расстройство.
- Я всё ещё борюсь, но знаю, - новая жизнь уже рядом!
- «В здоровом теле – здоровый дух!» - Татьяна Забзалюк.
- У мужчин тоже бывает анорексия.
- Анорексия и булимия атакуют мужчин.
- Анорексия становится проблемой мужчин.
- Самый тёмный час бывает перед рассветом.
-Некоторые из сведений в мире «Питания и его Нарушений».. .
-Дисморфофобия.
-Анорексия, булимия - связь с детством.
-
Страх и стресс.

Поиск по этому блогу

С точки зрения психоаналитики...


Анорексия: что это такое?


Анорексия: что это такое?  Нервная анорексия - это психическое  расстройство, при котором человек теряет вес и поддерживает вес тела на уровне более низком, чем нужно при его телосложении. Часто (но не всегда) люди, у которых развивается анорексия, поглощены мыслями о соблюдении диеты и необходимости других методов борьбы с лишним весом (занятия спортом, очищение организма). Они избегают употребления в пищу продуктов, которые содержат жиры. Чаще всего люди, страдающие анорексией, не считают, что у них есть это заболевание и могут впадать в депрессию, или сердиться, когда члены семьи, друзья или коллеги выражают им свою озабоченность.
Нервно-психическая анорексия (anorexia nervosa) была описана в медицинской литературе уже несколько столетий назад. Считавшееся когда-то редким заболеванием, оно стало широко распространенным недугом в наше время, особенно в развитых западных странах, где стройность является желательным физическим атрибутом.
Анорексия : Часто задаваемые вопросы
Несмотря на то, что анорексия чаще всего встречается у девочек и женщин, мужчины также могут страдать от этого расстройства. Первые симптомы анорексии чаще всего проявляются в подростковые годы, но в некоторых случаях болезнь не начинается раньше наступления совершеннолетия. Люди, у которых развивается анорексия, часто страдают “перфекционизмом” и могут ставить перед собой трудные цели. Анорексия иногда развивается в результате стресса или после какого-либо печального события (например, развод или ссора, переезд, или изменение жизненной ситуации).
Считают ли себя излишне худыми люди, страдающие анорексией?
Большинство людей с анорексией не могут точно осознавать и высказать здравое суждение по поводу размеров своего тела или фигуры. Часто у людей с анорексией наблюдается так называемое “искажение телесного образа” (термин из психологии, означающий неспособность этих людей адекватно воспринимать свое тело). Обычно люди, страдающие нервной анорексией, сравнивают себя с другими и представляют себе, что другие люди более стройные, чем они.
Связана ли анорексия с половым насилием?
Анорексия не обязательно должна быть связана с половым насилием. Большинство людей, у которых развивается нервная анорексия (примерно у 2/3), никогда не становились жертвами сексуального насилия, и поэтому было бы ошибочно предполагать, что такое насилие имело место быть. Действительно, довольно большой процент людей с анорексией когда-то подвергались половому насилию. У этих людей негативные мысли, связанные с восприятием своего веса и фигуры, могут быть перемешаны с болезненными воспоминаниями о сексуальном насилии.
Связана ли анорексия с низкой самоооценкой?
Если человек страдает от заниженной самооценки (негативно думает о себе), он или она могут попробовать сделать что-нибудь, чтобы почувствовать себя лучше. Поскольку в современном обществе быть стройным считается престижным, люди иногда пытаются сбросить вес, чтобы почувствовать себя лучше. Если человек с низкой самооценкой, садящийся на диету и пытающийся сбросить вес также является “перфекционистом”, существует опасность, что у нее или у него доминантной станет мысль о потере веса. У некоторых людей поглощенность этой мыслью может перерасти в анорексию.
Можно ли вылечиться от нервной анорексии?
Да, большинству людей успешно удается вылечиться от анорексии; однако, излечение часто занимает продолжительное время. Несмотря на то, что некоторым людям удается быстро выздороветь, особенно если они получают квалифицированную медицинскую помощь вскоре после обнаружения симптомов анорексии, другие могут страдать от этой болезни в течение многих лет, прежде чем они снова станут здоровыми людьми. У некоторых людей заболевание переходит в хроническую стадию, из-за чего весьма высока вероятность развития других заболеваний по причине хронического недоедания и общего плохого состояния здоровья.
Какие другие нарушения сопровождают анорексию?
Поскольку организм людей, страдающих анорексией, не получает достаточного количества питательных элементов, вероятно возникновение нарушений на физиологическом уровне. Кости становятся ломкими и хрупкими из-за нехватки кальция, фосфора и гормонов. Часто проявляются сердечные недуги, вызывающие боль в груди, и в некоторых случаях может наблюдаться аритмия. Часто у людей с анорексией во время (и иногда после) болезни развивается бесплодие. Люди с анорексией часто простужаются, чувствуют слабость и могут страдать от бессонницы. Лучшим способом избавиться от этих недугов станет улучшение качества питания и профессиональная врачебная помощь.
Что делать, если человек отказывается принимать помощь?
В некоторых обстоятельствах люди, страдающие анорексией, отказываются принимать медицинскую помощь. Чаще всего это происходит по той причине, что эти люди испытывают патологический страх при мысли об увеличении веса или изменении рациона. В этой ситуации необходимо настаивать на проведении лечения для того, чтобы предотвратить развитие серьезных заболеваний или смертельный исход, но при этом важен правильный психологический подход. Это должно происходить при непосредственном участии врачей и других медицинских работников, которые могут оказать профессиональную помощь.
Анорексия, булимия- связь с детством.
Почему кто-то очень любит одни продукты и не переносит другие? Один не может себя контролировать и объедается, а другой постоянно сидит на диетах, выискивает новые «полезные» схемы питания? Почему кто-то вообще перестает есть? Конечно, в каждом случае причина индивидуальна, но есть и общие моменты.
Склонность к обжорству, тучность, булимия часто связаны с тем, что в грудном возрасте ребенок испытывал оральный голод. Не столько в смысле конкретного питания, сколько в смысле недостатка материнской заботы, любви, которые он потом и старается восполнить. Или же отношение матери к ребенку было очень заряженным, мать и ребенок были как одно целое, так что и впоследствии эту связь трудно было разорвать. Тогдаребенок остается в психологическом смысле зафиксированным на этом раннем периоде, и даже его тело остается недифференцированным. Доминирующим для уже взрослого человека остается оральное удовольствие.
Другой вариант, когда определенные продукты имеют символическое значение. Например, рыба, морепродукты символизируют мать, женственность, женскую сексуальность. Отвращение к этим продуктам, которое, кстати, гораздо чаще встречается у женщин, чем у мужчин, может отражать их отношение к женской сексуальности, своей и материнской. Надо заметить, что всегда за отвращением стоит желание, отвергнутое, не признаваемое и не принимаемое сознанием.
Особым и сложным вариантом являются случаи так называемой нервной анорексии, когда девочки в подростковом возрасте постепенно начинают худеть и могут дойти до полного истощения. В этих случаях всегда обнаруживается страх перед своим взрослеющим телом, которое начинает приобретать женские «округлости». Нередко нервная анорексия сопровождается эпизодами булимии, когда поедается огромное количество еды с последующим тяжелейшим чувством вины, вызыванием рвоты. Но булимия может встречаться и без анорексии. Булимия – разновидность зависимости, как алкоголизм, наркомания, эмоциональная зависимость. Конечно, есть существенные различия в этих зависимостях, но можно утверждать, что в основе всех состояний зависимости лежат очень ранние нарушения, восходящие еще к младенчеству, и связаны они с непростыми отношениями с матерью.
Следование диетам, схемам «правильного питания», когда предпочтение отдается «полезному», а не вкусному, и если это делается не с целью стать более стройной и привлекательной встречается у тех, кто с трудом позволяет себе какое бы то ни было удовольствие. Наслаждение от вкусной пищи подвергается такому же преследованию, как и любое другое желание, удовольствие, особенно сексуальное. Хотя это самоограничение может дать удовлетворение другого рода: удовлетворение от контроля над своими потребностями и желаниями, над своим бренным недостойным телом.

Источник: http://www.psy-alfa.ru
 Нервная анорексия в регистрах третьей топики
Телицына Нина, психоаналитик
Нервная анорексия в регистрах третьей топики
Нервная анорексия - жуткий симптом постсовременности. Нозологическая принадлежность и вопросы этиологии которого вызывают много споров, как в психиатрических, так и в психоаналитических кругах. Классификация DSM-IV пестрит многочисленными таксономическими клетками, разделяя не только анорексию и булимию, но и подразделяя их на различные типы. Школы так называемого «современного психоанализа» относят нервную анорексию исключительно к психосоматическим заболеваниям.
Мы попытаемся высветить проблему нозологии и этиологии нервной анорексии на основе концептов Фрейда и Лакана. Основная проблематика нозологии касается двух моментов:
1. Структурная принадлежность Если отечественные психиатры описывают эту патологию и при психотической структуре и при так называемых пограничных психических заболеваниях, то в большинстве зарубежных стран нервная анорексия и шизофрения четко разводятся как независимые друг от друга психические патологии, иногда сочетающиеся по случайным связям.
2. Разграничения анорексии и булимии Особенность протекания нервной анорексии такова, что за этапом воздержания от пищи всегда следует булимический этап. В одних случаях он имеет рудиментарные формы, после чего вновь наступает период длительного голодания, в других – проявляется сложным симптомокомлексом. Получается, что постановка диагноза будет зависеть, в сущности, от этапа, на котором обнаружено заболевание, и от степени дессимуляции.
Симптоматика нервной анорексии протекает на двух полюсах - особое пищевое поведение с одной стороны, и дисморфомания с другой.
Первое неизбежно отсылает к оральному влечению, второе – к влечению скопическому, а значит, к образу, взгляду, Другому… к пространству культуры.

Поэтому сначала мы попытаемся рассмотреть дискурсивное пространство, в которое включены современные женщины, т.е. осуществим процедуру «симптоматического чтения» идеологического текста (С. Жижек), которое демонстрирует, что данное идеологическое поле является результатом монтажа гетерогенных плавающих означающих, за счет интервенции определенных «узловых точек» (т.е. тех точек, куда пристегиваются первоначально не связанные между собой означающие, ретроактивно образуя смысл);
Затем, - динамику и экономику влечений. Ведь любой симптом - это прорыв наслаждения, сам факт которого говорит о скоплении в системе непереносимых несимволизированных остатков, и выход этого наслаждения через симптом (симптом конкретного субъекта или общества) обусловлен помимо всего прочего и культурой (ставящей заслон в определенной точке системы, который оказывается слишком непроницаемым), и системе ничего не остается, как при помощи искажений (смещение и сгущение по Фрейду, или метафора и метонимия по Лакану) выплеснуть это непереносимое наслаждение.

Индустрия красоты
Женщина постсовременности не имеет права наслаждаться красотой собственного тела. Если это произойдет, то в скором времени рухнут целые корпорации - фармакологические компании, дома моды, клиники пластической хирургии и т.д., - воздвигнутые за последние 50-80 лет.
Масс-медиа лоббируют интересы фармакологических компаний, изобретают все новые пути реализации товарного фетишизма в отношении косметических продуктов и одежды. Индустрия красоты для своего успешного развития вынуждена была создать коалицию, в которую входят дома моды, модельеры, модные журналы, косметические и фармакологические компании. «Лишний» вес объявили вне закона. Болезненная худоба была объявлена идеалом красоты. С тех пор соответствие новообъявленному идеалу стало навязчивой идеей большинства женщин. Система породила новый симптом.
Но здесь необходимо учесть, что мода - это бизнес и искусство, и дело никогда не будет успешным, если искусство не будет в полной мере отвечать желанию конкретного субъекта и общества в целом.
«Означающее всегда отсылает к другому означающему», - фундаментальный тезис лакановского психоанализа. Он поможет ответить нам на вопрос, каким образом модная индустрия и шоу-бизнес могут влиять на распространение нервной анорексии?

1. Особенностью современного товарного фетишизма (особенно когда речь идет о товарах для женщин - одежды и аксессуаров), является не просто иллюзия насыщаемости внутренней пустоты при покупке той или иной Вещи, но и включение определенного этапа подготовки к самой возможности ее приобретения. Этап этот заключается в доведении себя «до уровня» Вещи.
Компании пытаются найти лазейки, через которые можно воздействовать на бессознательное. Раньше схема была достаточно проста: субъект, конституированный нехваткой и объект а, принимающий материализованную форму какого-то продукта, заполняющего на время нехватку. Теперь же (это касается в основном продуктов для женщин) воздействуется одновременно на 2 уровня.
Сначала объективируется тело, разбираясь по частям, и лишь затем, доведенное до совершенства тело может примерять на себя те или иные вещи. С одной стороны, тело становится объектом, который заполняет нехватку, с другой стороны - это лишь ступенька, этап для «истинного» заполнения нехватки с помощью конкретных вещей и продуктов, которых тело оказалось достойно.
Тело как объект…Тело в той или иной степени всегда является для нас объектом. Тем не менее такое тотальное дробление тела на части, тотальная неудовлетворенность этими частями, приводит к тому, что желание вновь собрать тело в иллюзорное единство материализуется во все новых объектах, столь же иллюзорных, как и само тело. То есть тело и Вещь меняются ролями: Вещь для Тела или Тело для Вещи? Всегда безукоризненное и совершенное Тело для совершенной Вещи.
2. Устойчивость данного симптома помимо всего прочего можно объяснить и тем, что в обществе совершаются многочисленные попытки обнародовать идеологическую подоплёку нервной анорексии.
В тех же глянцевых журналах эта тема постоянно муссируется: статьи помещаются перед несколькими страницами о новых высокоэффективных диетах.
То есть созданный миф идеальной женщины подчинен диалектическому процессу. Развенчание мифа входит в структуру самого мифа, это и позволяет ему долгое время удерживаться на плаву.
И эта непрерывная диалектика построения и развенчивания мифа с одной стороны, и его устойчивости с другой, демонстрирует, что за этим мифом, как и за любым мифом вообще, скрывается способ реализации наслаждения, наслаждения, выходящего за границы закона, дающего в полной мере реализоваться неотъемлемой стороне влечений – стремлению к смерти.
Современная порнокультура возможно не самый лучший вариант поиска предела и границ наслаждения:
«Любовный продукт, сопровождаемый конвульсиями и стонами, выплескивается наружу, маленькие мельнички тела скрипят жерновами, и скромное достоинство, отмеченное лишь чувством счастья, производимое одиноко лопочущим телевизором, льется наружу, водосток изливается в одинокий пруд сновидения, в котором разливаются грезы о больших покупках и дорогих продуктах. И человек расцветает на берегу»
3. Становление женской субъективности всегда происходит в сопротивлении бессознательному желанию быть Вещью. Сегодня из женщины Вещь никто не делает, но получается так, что если большой Другой не делает из женщины Вещи, она сама будет себя тотально объективировать, объективировать прежде всего тело. И вот какой парадокс получается - «перестав быть Вещью, товаром, а став брендом», [26] она становится и вещью и товаром в еще большей степени, она продает себя не конкретному мужчине, а большому Другому, лица которого постоянно сменяются, взгляд которого лишен какого бы то ни было конкретного воплощения. Она продает себя мифической корпорации, системе, но система эта очень жестка и неумолима в своих требованиях.
На данном этапе мы можем сделать следующие выводы:
Для увеличения продаж Бренды эксплуатируют нарциссический образ идеальной женщины, который вследствие логики прохождения стадии зеркала, во-первых, никогда не будет достигнут, во-вторых, попытки достижения вызывают усиление Эго, вследствие чего начинает превалировать функция отрицания, ставящая во главу угла достижение идеального, совершенного образа тела при том, что другие желания (влечения) подвергаются отрицанию (характерным примером может служить начальная фаза нервной анорексии, когда девушки ничего не едят, потому что действительно не хотят есть, а позже, когда всё же захотят, чувство голода не будет столь мучительным, как если бы оно ощущалось, например, вследствие действительного отсутствия пищи), в-третьих, наряду со стремлением к достижению Идеального Я всегда будут попытки уничтожения (бессознательные) идеального образа.
Этот анализ не является попыткой провести прямую связь между нервной анорексией и культурой постсовременности. Как и в случае любого психического расстройства (симптома), причинно-следственная связь подчинена парадоксальным законам механизма последействия. Но тот факт, что нервная анорексия возникла в эпоху постмодерна, вынуждает искать звенья скрепляющие (пусть только косвенно) массовые процессы с индивидуальным содержанием.
Симптом – это и отражение особого пути влечений. Каков же этот путь при нервной анорексии?

Оральное влечение
«Объект а не является источником орального влечения. Представление о нем не связано с некой первоначальной пищей, представление о нем связано с тем фактом, что оральное влечение не удовлетворяется никакой пищей вообще, если не огибает при этом на своем пути извечно недостающий объект» [16:191]
Отношения человека к пище нужно, как мне кажется, рассматривать в двух регистрах: в регистре Real-Ich, и в регистре влечения. Пища – это с одной стороны объект потребности, с другой - один из тех метонимических осколков, которым может заменяться объект а орального влечения, Ничто. Безусловно заменить Ничто невозможно, и об этом красноречиво свидетельствует клиника психических расстройств.
Именно гомеостатическая система Real-Ich призвана регулировать процесс принятия пищи. Чувство голода с одной стороны и чувство перенасыщения с другой вызывают нарушение гомеостаза, вызывают неудовольствие. Соответственно, принцип реальности (который, как известно, соотносится с принципом удовольствия) и регулирует процессы принятия пищи. И все у человека было бы замечательно, но в игру вступают влечения. Поле влечения предполагает некий акт, который заключается во встрече субъекта с полем Другого. Это встреча и позволяет влечениям стать той самой парадоксальной, исключительно человеческой областью, которая дает начало процессам субъективации.
Для человека процесс принятия пищи всегда маркирован большим Другим, он становится разменной монетой, объектом торга в отношениях с Другим, символом признания или непризнания со стороны Другого. Принятие пищи обретает определенные символические метки (например, кто-то не может есть в одиночестве, кто-то может есть только в одиночестве; в детстве детей за провинности иногда наказывают, запрещая им есть сладкое и т.д. и т.п.)
Любое раздражение оральной зоны - говорение, еда, курение, навязчивое покусывание губ, поцелуи - это варианты реализации путей орального влечения и они могут стать доступными, т.е. человек сможет получить определенную дозу удовольствия, если влечение обогнет объект а.
Но что-то происходит при нервной анорексии: пища оказывается неспособной заменить собой объект а, заслонить зияние пустоты, она перестает приносить удовольствие, становится областью, где можно выйти за границы гомеостаза, ступив на дорогу наслаждения.
Рассматривая путь орального влечения при нервной анорексии, необходимо учитывать структурную организацию субъекта, т.к. при психотической и при невротической структуре оральное влечение имеет несколько разные особенности реализации.
При невротической организации происходит задержка, препятствие на пути влечения, что заставляет влечение в какой-то момент упереться в объект а. Влечение споткнулось об объект а, остановившись в пути в месте самой нехватки - это и означает поглощать Ничто, изувечивая себя.
Но поскольку символический закон все же был установлен, и Другой как таковой присутствует в психическом пространстве субъекта, влечения в других случаях (здесь необходимо учитывать фактор времени) так или иначе, тем или иным способом огибают траекторию вокруг объекта а. Какова же причина задержки?
Вопрос этот отсылает к экономическому фактору в образовании симптомов. Здесь мы можем вернуться к дискуссиям между представителями различных школ психиатрии по поводу разграничения анорексии и булимии и справедливости выделения булимии как самостоятельной нозологической единицы.
Анорексия, протекающая с частыми эпизодами «рвотного поведения», представляется, как попытка обогнуть объект а, и таким образом получить удовлетворение от пищи, заменить Ничто пищей.
С другой стороны, пища, (непрерывное, бесконтрольное поглощение пищи) становится единственным способом не просто обогнуть, а схватить этот утраченный объект, и как только приходит понимание того, что сделать это не удалось, субъект избавляется от съеденного, снова возвращая себя к состоянию нехватки. Этот акт, превращаясь в ритуал, способствует и прорыву наслаждения и лимитированию его. Лимитирование заключается в том, что пища все-таки потребляется, а значит, влечение огибает объект а. Наслаждение прокладывает себе дорогу в пути возврата, в акте рвоты, в возвращении к начальной точке пути, к состоянию нехватки, к поглощению Ничто.
Этот путь представляет собой отрезок логического времени. Задержка на Ничто как на главном двигателе наслаждения при нервной анорексии с точки зрения продолжительности может быть от нескольких часов до нескольких месяцев. В этой продолжительности и заключается действие экономического фактора, которому принадлежит решающая роль в формировании содержания отрезка логического времени (наличие/отсутствие рвотного поведения, чрезмерных физических нагрузок, приема фармакологических препаратов и т.п.)
Если же речь идет о психотической структуре, то лимитация наслаждения происходит в гораздо меньшей степени, отсутствуют такты логического времени, не происходит членения. Влечение, спотыкаясь об объект а, прерывает свой путь. И даже если внешне поведение больного анорексией напоминает некую последовательность, связанную с особым отношением к пище, это не является наслаждением, обусловленным актом возвращения, а является попыткой кастрации этого наслаждения. Психотический субъект не в состоянии выбраться из тисков невозможности и продолжить свой путь, ведущий к метафоризации. Еда воспринимается как чужеродный объект – объект, вторгающийся в тело, несущий смерть, а не жизнь.

Скопическое влечение
«Глаз и взгляд – именно между ними пролегает для нас та трещина, посредством которой заявляет о себе в зрительном поле влечение». [16:81]
Одной из составляющих симптома нервной анорексии является неудовлетворенность образом своего тела. Взгляд аноректика, направленный на самого себя, несет депрессивную функцию, которая обусловлена несоответствием тела фантазии об идеальном теле. Глаз с жадностью пытается схватить восхищенный и удовлетворенный взгляд Другого. Но их встреча не состоится. Скопическое влечение появляется в регистре желания Другого, взгляд Другого и есть Его признание. Аноректик нуждается во взгляде, он живет взглядом, взглядом, который является объектом а скопического влечения.
Огромная роль в наделении взгляда тем или иным смыслом принадлежит всей совокупности идентификаций субъекта. Воображаемый взгляд – взгляд, наделенный смыслом, а значит, он имеет непосредственное отношение к языку, к тем означающим цепочкам, которые и обусловили само существование взгляда большого Другого.
Идеальный нарциссический образ всегда имеет символическую метку. Меткой идеального образа аноректика является очень худое тело. Почему именно худое тело? Ответ на этот вопрос нельзя дать вне истории становления конкретного субъекта. Однако определенная тенденциозность постсовременной культуры, дискурсивное пространство, в которое включается аноректик могут играть разную роль в зависимости от структуры субъекта. При психотической структуре дискурсивное пространство может влиять на содержание бредовой конструкции, при невротической - служить точкой смысла, куда и пристегивается фантазм желания Другого.
Видение всегда подчинено взгляду, который является изнанкой сознания. Взгляд другого должен дезорганизовать поле восприятия, взгляд другого вызывает помрачение сознания. Субъект - конституирован желанием Другого, значит и видение подчинено его желанию, и поэтому субъект оказывается областью видения уловлен, пленен. [16]
«A. Gallwitz (1965) экспериментально доказал расстройство восприятия тела у больных анорексией (были проведены эксперименты с фотографиями). P. Slade (1973), проведя антропопсихологическое обследование 14 больных, пришел к выводу, что больные «видят себя более полными, чем есть на самом деле», т. е. неправильно (по сравнению с лицами контрольной группы) воспринимают схему своего тела. Так или иначе, восприятие собственного тела у больных анорексией, по-видимому, изменено, и это дало возможность указанным выше авторам поддерживать теорию Н. Bruch о значении нарушения схемы тела в развитии нервной анорексии». [13:17]
Если взгляд является изнанкой сознания, вызывая его помрачение, то можно предположить, что аноректик оказывается буквально затоплен взглядом. Если мы говорим о психотической структуре, то затопление происходит маленьким другим, зеркальным двойником, если о невротической, то взглядом большого Другого. Их глаза, как эрогенная зона, приобретают черты ненасыщаемой «оральности».
Идеальное Я застывает в Другом, в его желании, больные анорексией застывают в идеальной статуарности. Им кажется возможным остановить время, оказавшись в бескрайней вечности, в неком безвременье. Не разменивая время по мелочам, они живут в вечности. Вечная жизнь – пристанище смерти. Они себя уничтожают, чтобы, наконец, избавиться от гнета ежесекундно ускользающего времени. Их путь - невозможный путь достижения полноты нарциссического бытия, недостижимого для субъекта. Но в том-то и дело, что означающего «никогда» для них не существует.
С экономической точки зрения скопическое влечение при нервной анорексии выражается в максимальной (принимая во внимание всю условность, с которой в этом контексте можно применить термин «максимальный») нагрузке либидо на зеркальном двойнике, который служит прообразом желания Другого, или, другими словами, захватом скопическим влечением инстанции Я (тогда взгляд Другого станет основным объектом желания). В точке этого желания на первый план выходит фантазм. По-видимому, именно от содержания этого фантазма зависит и степень разрушения тела. Практически полный отказ от еды, достижение состояния кахексии может свидетельствовать о том, что идентификация с сердцевиной пустоты желания Другого привела к развертыванию фантазма собственной смерти. Идеальное Я во взгляде другого – пораженный, изнеможенный, мертвый и поэтому… бессмертный. Я уничтожаю себя, но таким образом обретаю бессмертие, только так можно избавиться от желания Другого, разрушающего субъекта. Но фантазм собственной смерти иногда покрывается различными вариантами этого желания. Например, при нервной анорексии, где на первый план выходит подчинение стандартам «модного тела», содержание подобного фантазма можно сформулировать так: каким выглядит мое тело во взгляде Другого? Именно на подобные фантазмы и направлено большинство рекламных компаний Индустрии Красоты.
Особенности связи между зрительным и оральным влечением вызывают много вопросов. С динамической точки зрения соотношение уровней задействования двух влечений при разных вариантах нервной анорексии может быть различным. Но, безусловно, есть точка, где они сплетаются воедино, что и обуславливает появление симптомокомплекса нервной анорексии.
Например, у аноректика с психотической структурой с течением времени два основных содержания бреда разделяются и существуют параллельно, не пересекаясь между собой. Это может служить доказательством теории психоанализа о частичном характере влечений и невозможности логически, исходя из теории развития, вывести одно влечение из другого.
Однако аноректик с невротической структурой, который оказывается способным использовать механизмы не только метонимии (смещения), но и метафоры (сгущения), т.е. способности вырабатывать новый смысл, смысл желания Другого, сплетает эти влечения.
Пища становится, с одной стороны, опасным и запретным, с другой, притягательным и желанным объектом. Объект этот желанен, но он мешает достичь идеального тела, необходимого для того, чтобы быть признанным большим Другим. На пищу налагается запрет, но тем самым она превращается не просто в объект, способный заменить грудь, она становиться фетишем, превращаясь в то же, чем является грудь – превращается в Ничто.
Жизнь аноректика пролегает в постоянном подчинении и противодействии бессмысленным требованиям Другого, который налагает запрет на удовольствие получаемое от еды, что однажды приводит к приступам бесконтрольного поглощения пищи (или другим симптомам). Ничто орального влечения и Ничто влечения скопического, сплетаясь воедино, пристегиваются к точке смысла, сконструированной в поле Другого. Требование Другого конституирует анальное влечение. Требование несет голос Другого.

Влечение зова и анальное влечение: по ту и эту сторону смысла и закона
Разворачивая тематику нарциссизма и скопического влечения с одной стороны и превратностей орального влечения с другой, невозможно не включить в динамику их взаимодействия регистр смыла, бессмыслицы, голоса, Сверх-Я.
Для понимание тонкости отношения влечения зова и анального влечения необходимо произвести разграничение между Сверх-Я, заповедью и чувством вины.
Именно влечение зова конституирует Сверх-Я в собственном смысле слова.
«Голос во всей своей экспрессии, мелодики, пауз, перепадов высот, прочно впечатывается в бессознательное субъекта. Голос, крик, шум производят фантазмы садистического содержания. Голос Другого изгоняет смысл, становится совершенно автономной областью, где выстраивается жесткое и тираническое Сверх-Я».[9]
Регистр заповеди представляет собой артикулированное требование, в отличие от Сверх-Я заповедь имеет смысловую надстройку, хотя ядро заповеди – та же бессмыслица, тот же не несущий смысла голос, что и конституирует уровень Сверх-Я. У психотического субъекта заповедь приобретает автономную функцию, выступает в форме приказа. Относясь к регистру бессознательного, у невротического субъекта, заповедь может быть распознана по отдельным означающим, фразам, которые в итоге и структурируют бытие субъекта.
Чувство вины принадлежит к регистру желания. Как только субъект артикулирует требование заимствованными у Другого означающими, он предает свое желание, желание растворяется, исчезает, запутывается в сетях означающих цепочек. Вина, таким образом, имеет своим источником связь требования и желания.
Социализация субъекта связана именно с регистром смысла, но смысл - это также и насилие, насилие в требованиях Другого, и соединение этого насилия с регистром смысла происходит на анальной фазе. Голос отходит на второй план, уступая первенство смыслу, который несет голос. Ребенок может подчиняться требованиям, может вступать в конфронтацию с требованиями Другого, но в любом случае у него начинает выкристаллизовываться удовольствие (удовлетворение) особого рода – удовлетворение от принесения чего-то в дар с одной стороны и принятие этого дара Другим, с другой.
Именно языковая структура, требование Другого, отчетливо звучащее на фазе конституирования анального влечения, выступает в роли ограничивающего фактора для орального влечения (!).
Высокий интеллект женщин страдающих нервной анорексией, ориентировка на успех, достигающийся любой ценой, даже ценой невероятного насилия над собой, может означать, что в их историях жизни, в структурировании их психики, были задействованы означающие, имевшие на уровне заповеди отношение к невозможному совершенству тела, интеллекта, специфических душевных качеств, но, возможно, на уровне Сверх-Я, уровне влечения зова, уровня крика и приказа в последействии произошла травматизация, невозможный приказ стал отражаться в структурирующей субъекта цепи означающих. Преданное желание принесения себя в дар Другому гипертрофирует чувство вины. Субъект желания, субъект бессознательного отныне всегда будет ставить на пути самосовершенствования непреодолимые препятствия, направляя на путь смерти.
Если перейти в регистр анального влечения и посмотреть на нервную анорексию с точки зрения механизмов, призванных ограничить это влечение, то наслаждение от искусственно вызываемой рвоты (сознательное или бессознательное) можно проинтерпретировать в контексте отвращения, а точнее, в контексте нарушений механизмов, призванных это отвращение вывести на первый план, когда дело касается всего того, что эквивалентно экскременту.
Если пища, больными анорексии воспринимается как оскверняющий объект, есть основание полагать, что она приравнивается к экскременту, или, как пишет Кристева, «органическое вмешивается в социальное». Отвращение – граница, отделяющая Я от не-Я, удовольствие от наслаждения, от смерти, которую несут влечения. Здесь следует напомнить о том, что наше Я, наше Эго – это, по сути, объект. Страдающим нервной анорексией собственное Я кажется отвратительным, недостаточным, падшим и бесконечно одиноким. То есть в те моменты, когда они не могут возвести границу отвращения с едой как объектом орального влечения, они возводят ее на подступах к собственному Я (иногда на слишком опасном расстоянии).
Однако в критический момент, когда возникает вопрос о самоуничтожении или депрессивная боль становится невыносимой, субъект-аноректик вновь устанавливает ее, что проявляется в отвращении к пище, к полным людям, т.е. отвращение к себе оказывается снова выброшено во внешний мир. Надолго ли? Рано или поздно наступит момент, когда «желание соблазнится отвратительным» (Ю. Кристева).
Для больных нервной анорексией социальным является, прежде всего, идеальное тело, высокий социальный статус, все, что мешает достижению социального, воспринимается соответственно как оскверняющее (их тело). Тут и выходит на первый план голос, крик, приказ, приказ Сверх-Я: «Наслаждайся!». Наслаждайся осквернением своего тела, достигая любыми путями его совершенства – примерно так можно сформулировать уровень заповеди больного нервной анорексией.
Анальное влечение всегда связано с насилием, с принуждением. Зачем же субъекту подчиняться всем этим правилам? Это единственная возможность выжить, став членом культурного сообщества. Я терплю и пересиливаю себя, так как знаю – этого хочет Другой, Другой, без признания которого мне никогда не стать собственно субъектом. Но желание Другого однажды может превратиться в мое собственное наслаждение - наслаждение болью, упоение от подчинения бессмысленному голосу, удовольствие от преодоления себя во имя Другого, - я лишь дар, который нужно принести в жертву, я вещь, я Ничто…поглощающее Ничто.
Итак, с динамической точки зрения, ограничивающий, кастрирующий фактор на оральное влечение, по всей видимости, накладывает каждое из трех влечений:
анальное – в смещении и неустойчивости границы отвращения, в расчерчивании границ тела и определении статуса, места в теле орального объекта;
скопическое – в замкнутом диалектическом процессе опрокидывания, либидинально нагруженном взгляде (опосредованном, в случае невротической структуры) двойника, ведущем к объективации; особенно ярко, возможно, это проявляется в истерической структуре;
влечение зова с одной стороны сохраняет свою автономность, с другой - обладает в механизме последействия структурирующий функцией, в отношении других влечений не позволяя преодолеть их жесткость и ригидность.
И если вновь подойти к вопросу о справедливости разграничения анорексии и булимии и выделения булимии как самостоятельной нозологической единицы, можно говорить о силе воздействия экономического фактора. Булимия как симптом представляет собой цикл «переедание–сведение на нет последствий переедания», и то, каким способом будут эти последствия ликвидированы, имеет зависимость от механизма отвращения.
Таким образом, при частых симптомах булимии нагрузка анального влечения представляется менее лимитированной. При нервной анорексии, в клинической картине которой рвотные эпизоды встречаются редко, анальное влечение проявляет себя несколько по-другому: граница отвращения смещается на пищу, и нет возможности отодвинуть эту границу; наслаждение достигается другими путями: через преодоление, через голод, через признание Другого.

Тело. Женщина. Jouissance.
Процесс становления тела – это и есть процесс конституирования смысла. Смысл оказывается намертво пристегнут к телу. Но код этот не подлежит расшифровке, он существует ради собственного существования, это лишь элемент, закон бытия, не требующий доказательств и оправданий, не опирающийся на смысл, а конституирующий его.
Аноректику не требуется производить смысл тела через надписи, татуировки, шрамы, рисунки, тело становится письмом без явленного письма. Телом они старательно выводят, выписывают буквы своего бытия. Тело – это их безудержная, подверженная аффектации речь. Они говорят. Тело говорит. Два дискурса, обреченные на несовпадение.
Являясь в месте отсутствия и покрываясь слоями смысла, тело расчерчивает еще одну границу – бессмыслицу, бессмыслицу как акт ниспровержения смысла данного мне (кем? зачем?) тела. Впрочем, по утверждению Жана-Люка Нанси, бессмыслица не есть абсурд, а именно отсутствие. Когда ни одна из возможностей производства смысла больше не действует, субъект проваливается в тело. Невозможность постижения тела и вместе с тем его навязчивая «присутственность» разворачивают диалектику (само)сохранения-(само)уничтожения.
«Оно было низвергнуто самим Все-Вышним, оно упало с самой высоты в обманчивость чувств и коварство греха. Тела всегда катастрофичны: затмение и холодное падение небесных тел. А что если мы и небо придумали лишь затем, чтобы сбрасывать с него тела? Главное - не думайте, что с этим покончено. Мы уже не говорим о грехе, наши тела спасены, это здоровые, спортивные, наслаждающиеся тела. Но это лишь усугубляет катастрофу: тело все быстрее падает, оно все ниже и ниже, ибо падение все более неотвратимо, все более тревожно. "Тело" - наша оголенная тревога». [31:28]
Суть анорексии не в уничтожении тела, а в уничтожении через его сохранение, через укрепление его границ. Границы укрепляются. Отраженный взгляд двойника в зеркале, утром - с чуть припухшими веками, днем - с чуть смазанным макияжем, вечером – сонный и уставший взгляд всегда недостаточно красивой женщины. Состояние, антураж взгляда не имеет значения, если он включен в общий план, в представление, в сконструированный и спроецированный образ тела, которое можно назвать красивым, которое может удовлетворить взгляд Другого.
План воображаемого наполняется «реальным» содержанием, уплотнением границ. Границы ощущаются через беговые дорожки, велотренажеры, гантели и штанги, биение пульса в горле, невозможность поймать ритм собственного дыхания, ломоту в костях, сведение судорогой мышц, тянущую боль связок, в боли голодного желудка и рвотных спазм.
Тело сохраняется, укрепляется в символическом пространстве собственного успеха, его формализации, записи своего имени на каменных плитах постсовременной культуры – научных статьях, диссертациях, публикациях в Forbes и Times, выигранных предвыборных кампаниях, лучших годовых отчетах, съемках для журнала Vogue, удачных фотографиях в колонках светской хроники.
Разомкнутость тела - в постоянстве принятия в себя, в очерченной неочерченности границ; протяженность психики – бесконечная протяженность Тела. Вечный голод. Никогда не насыщаемый голод желания. Поглощение чего-то бесконечного, нескончаемого, невозможного. Аноректик ставит вопрос о границах тела. Границы ставят под вопрос само тело и тело проверяются на прочность. Места ослабления границ – карта путей наслаждения.
Означивания всегда недостаточно, недостаточно, поскольку означающие, превращаясь в знаки и паразитируя на теле, неспособны вскрыть его смысл, двери смысла захлопываются, как только субъект начинает мыслить Тело.
Маскарадное тело женщины – означающее ее желания. Его изгибы, грация, притягательные формы, губы, глаза, ресницы, волосы, улыбка, взгляд, голос, смех - оно всегда раздроблено и всегда в шаге от совершенства. От совершенства отделяет лишь одна деталь, несколько штрихов, которые непременно нужно присвоить, чтобы стать ещё более совершенной, точнее, совершенным…фаллосом, объектом неистового желания… Попытки понять женщину заканчиваются для мужчины всегда и только лишь столкновением с собственным фантазмом. Дискурсивно познать и понять женщину невозможно ни ей самой, ни Другому. Женское - всегда таинственное, загадочное Jouissance.
Гениальность лакановской мысли состоит в том, что она демонстрирует, как спецификой означивания создается матрица первичных идентификаций, матрица, в соответствии с которой определяется позиция субъекта в том числе и по отношении к своему телу, телу Другого, каким образом будет вычерчена граница, определяющая степень позволения наслаждаться (в лакановском смысле этого слова), ведь только через тело дано субъекту познать наслаждение. Наслаждение по ту сторону фаллоса и закона, наслаждение в самой сердцевине боли… но всегда с оглядкой на Другого.
«Здесь, в этой же точке не-места духа, тело предстает как рана: еще один способ истощить тело, измельчить его смысл, его испарить, пролить, разрезать, его, выказанное незащищенным, оставить. Дух собирает то, чем кровоточит рана: в том и другом случае тело хиреет, мертвее и живее мертвого, оно лишено надлежащей меры смерти - это тело обыскиваемое, оскверняемое, казнимое. Прежде всего - не приумножение тел, но единство, единообразие раны: тела нищеты, тела голода, тела битые, тела проституированные, тела искалеченные, тела зараженные, тела распухшие, тела перекормленные, слишком body-builded, слишком напряженные, слишком оргазмические. Сплошная рана: она - их знак, так же как и смысл, - иная и та же самая фигура истощения в пределах знака-самого-себя. <…>Общество, увеличивающее число маргинальных форм и исключений, само обрекает себя на них, судорожно ими заражается до самой своей сердцевины (наркотики, СПИД), и это тоже тела, и это тоже их раны. Итак, всемирным в первую очередь является не то, что непременно занимает всю планету (хотя и это верно), но то, что на месте космоса и его богов, на месте природы и ее обитателей распределяет и собирает тела, пространство их протяженности, показ их оголения».[31: 107,109]
Мне кажется, что к наркотикам и СПИДу, как ранам постсовременной культуры, будет уместно добавить и нервную анорексию. Протяженность тел аноректиков по Западу, демонстрация на грани шоу, шоу с драматическим и мелодраматическим оттенком - каждый случай анорексии знаменитой женщины превращается в показ, на них смотрят психиатры, психотерапевты, психоаналитики, генетики, фармакологи, писатели, художники, фотографы. Смотрят, но что они видят? Их правда, их смысл, их жизнь и их смерть, похоже, слишком жутки для общества, пребывающего в забытьи, в нескончаемом счастье онеройдной и фармакологической вселенной; несомненно, являясь его хорошо адаптированной частью, они нашли свой путь, ведущей к предельному удовольствию падать.

Источник:katooshka.ru

Комментариев нет:

Скачать бесплатно книги проекта ANTI-ANA-MIA PRO-life вы можете на официальном сайте проекта - www.anti-ana-mia.com
                                         АНКЕТА

Специалисты по нарушениям аппетита используют такую анкету, помогающую диагностировать людей с анорексией или булимией. Вот эти  вопросы:

1. Не вызываете ли вы у себя рвоту, потому что ощущаете неприятное переполнение желудка? 2. Не беспокоитесь ли вы о том, что потеряли контроль над тем, сколько едите? 3. Похудели ли вы за последние 3 месяца больше, чем на 6 кг ? 4. Считаете ли вы себя толстым, хотя другие говорят, что вы слишком худы? 5. Можете ли вы сказать, что еда определяет всю вашу жизнь?
6. Думаете ли вы о еде и своём весе большую часть своего времени? 7. Завидуете ли вы худощавым людям? 8. Расспрашиваете ли вы близких о том, что они ели, когда и сколько? 9. Часто ли вам снится, что вы едите? 10. Часто ли вы сидите на различных диетах?

Если вы можете ответить «да» хотя бы на два вопроса, то у вас, возможно, анорексия или булимия, и следует обратиться за помощью.

С более детальным перечнем вопросов вы можете ознакомиться  ЗДЕСЬ.

Популярные сообщения

Не сдавайся!

Днём и ночью в глубине страшный зверь сидит во мне…

Он терзает моё сердце, разрывая душу мне…

Шаг за шагом, углубляясь, выпивает мою кровь!

Безразлично и коварно пьёт её он, усмехаясь,

Он злорадствует, ликует, он победу  уж  смакует!

И вот-вот моё дыханье заберёт в последний раз…

Эта сущность подкоряет мою душу, моё тело,

И она не оставляет - ни надежды, ни пробела…

А ведь помню - приближалась, словно ласковый котёнок,

Так ласкалась… но, мурлыча, когти вогнала под кожу…

Исцарапала моё всё тело, каждый уголок души…

Этим мукам нет предела, хоть возьми… и не дыши…

У тебя ведь, точно также, всё, как с писаной картины,-

Незаметно так подкралась, захватив в объятья силой!

Знаю - больно, знаю- помню! Как сейчас, как будто вот-

Нежно, ласково воркует, обнимает и… целует!

А что дальше - пустота… боль и муки, и тогда-

Жизнь становиться кошмаром, каждый час - двойным ударом!

И, уже ей не переча, у неё на поводу,

Закрываешь тихо веки, направляясь в эту тьму…

 

Сеть свою сплела уж крепко, и сидит в ней, как паук;

Поджидает свою жертву, не прокинув лишний звук.

Стоит бабочке споткнуться,- вот и началась игра!

Не помогут умолянья - бессердечная она!

 

У неё есть даже имя - мелодично, греет слух-

АНОРЕКСИЯ  НЕРВОЗА - так врачи её зовут.

 

Главное - ты не сдавайся! Вместе сможем победить!

Ты запомнить постарайся, что весь мир  един, велик,

Полон чуда и добра! Без тебя - в нём пустота!

Приложи остаток силы, постарайся, не сдавайся!

Ты нужна ему! Останься!                                              

         В  книге "Анорексия- быть пойманной и выжить..." описана история моей жизни под влиянием анорексии. Вы узнаете, что может спровоцировать появления данной зависимости, какое влияние она оказывает на подсознание выбранной жертвы и что нужно делать, чтобы избежать попадания в её смертельные сети, а если это уже случилось- то как из них вырваться....